Юрий Белоусов предлагает Вам запомнить сайт «Новости, события, факты»
Вы хотите запомнить сайт «Новости, события, факты»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Ссылки на самые интересные события!

Памяти героев. Как и почему погиб "Курск"

развернуть

"Всем привет, отчаиваться не надо" — предсмертная записка капитан-лейтенанта Колесникова.

12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут на крейсере "Пётр Великий" зафиксировали сильную вспышку в акватории, где шли учения российского Северного флота, а затем — гидравлический удар. В тот момент этому не придали особого значения. Ещё через пять часов по плану следовал сеанс связи с подводной лодкой К-141 "Курск". Но в назначенный срок в эфире стояла тишина. Руководившие учениями адмиралы забеспокоились, но ещё никто не думал, что разворачивается одна из крупнейших трагедий современности.

Подводный крейсер в смутное время

Ещё в брежневскую эпоху командование флота СССР размышляло над тем, как противостоять авианосным группировкам США. Аналогичную программу строительства тяжёлых авианесущих кораблей СССР не мог себе позволить. Поэтому ответ на этот вызов решили искать асимметричный. Так появились на свет подводные лодки проекта 949А, они же "Антеи", подводные ракетные крейсеры. Эти монстры с девятиэтажный дом размером оснащались противокорабельными ракетами "Гранит".

Правда, уже исходная конструкция "Антеев" содержала немало спорных решений.

В течение 80-х годов "Антеи" постепенно вводились в строй на Тихоокеанском и Северном флотах. Они стали своего рода последним подарком советской кораблестроительной программы морским силам современной России: последнюю из 11 достроенных подлодок заложили в августе 1991 года, когда СССР уже распадался. Подводные ракетоносцы получали имена по названиям российских городов: "Краснодар", "Иркутск", "Воронеж"… Десятый "Антей", заложенный в 1990 году и спущенный на воду в 1994, получил номер К-141 и название "Курск".

В 90-е годы "Курск" нёс службу на Северном флоте. Этот период был для страны и флота невероятно трудным, что сказалось, разумеется, на состоянии подлодки, а также на квалификации экипажа и командования. На возможностях "Курска" сказывались все проблемы тогдашних Вооружённых сил России. Нехватка средств не позволяла постоянно проводить тренировки. В 1998 и 1999 году "Курск" ни разу не проводил торпедных стрельб в море.

Летом 2000 года начался плановый ремонт корабля, проведённый со множеством нарушений регламента. К июлю экипаж не выходил в море уже почти девять месяцев. Теперь ему предстояло участвовать в крупных учениях Северного флота совместно с другими боевыми кораблями. При этом единственное спасательное судно флота не получило никаких задач в связи с подготовкой учений, а участвовавший в них водолазный катер не располагал глубоководными водолазами.

При этом задача, поставленная морякам "Курска", вовсе не выглядела элементарной. Дело в том, что перед походом "Курск" получил торпеды типа "Кит", которыми экипаж ранее не стрелял вообще никогда. На борту не имелось даже соответствующих эксплуатационных документов. Команда "Курска" попросту не была подготовлена к использованию конкретного типа торпед, моряки никогда не имели с ним дела.

10 августа "Курск" ушёл в свой последний поход и приступил к выполнению программы учений. 12 числа в 08:45 утра командир субмарины Геннадий Лячин вышел на связь и сообщил, что всё идёт по плану. В десять часов лодка занимает позиции для учебной стрельбы.

Гаснущие надежды

Позднее гибель "Курска" породила множество версий о том, что произошло на борту. Однако о некоторых моментах можно судить точно. В 11:28 происходит взрыв торпеды в первом отсеке. Все, кто находится в первом и втором отсеках, убиты наповал, а внутри возникает высокотемпературный пожар. Моряки, находившиеся в третьем отсеке, начинают уходить на корму, но успевают пройти лишь до четвёртого. Лодка клюет носом и через короткое время бьётся о дно на глубине 108 метров. В этот момент из-за пожара детонируют оставшиеся на борту торпеды. Взрывная волна идёт по отсекам. Её остановили только сверхпрочные переборки вокруг атомного реактора.

В живых остались 23 моряка в кормовых отсеках. Сигнальный буй, который мог указать точное место для поисков, оказался заблокирован. Выжившие подводники собрались в девятом отсеке после остановки ядерного реактора. Между взрывами прошло 135 секунд.

Тем временем над поверхностью воды уже начали испытывать беспокойство. Как ни странно, на доклад акустиков с "Петра Великого", зафиксировавших хлопок и гидравлический удар от взрыва, никто не отреагировал. Однако часы шли, стрельб подлодки не наблюдалось, затем она не вышла на связь.

Крейсер "Пётр Великий" начал подавать сигналы, вызывая "Курск" на поверхность. Ответа нет. Только за полчаса до полуночи на флоте объявили тревогу. Учения прекращаются, спасатели выходят в море.

В 04:51 утра лодку обнаружили лежащей на дне. "Рудницкий" отправляется туда и прибывает около 9 утра следующего дня. Беда в том, что на Северном флоте просто нет необходимого оборудования, чтобы добраться до лодки, а уровень подготовки моряков недостаточен.

Фото: © arhivach.org

Фото: © arhivach.org

В это время в кормовом отсеке "Курска" мучительно умирали последние моряки.

Частично свет на их судьбу проливают записи капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Он составил список собравшихся на корме, вкратце описал положение дел и, наконец, набросал пару строк для свой жены Ольги. Офицер понимал, что, скорее всего, погибнет: "шансов, похоже, немного, процентов 10–20".

Тем не менее паники среди оставшихся на борту не было. Чтобы избежать затопления, подводники слегка увеличили давление и облачились в утеплённые костюмы. Освещение отсутствовало, но пока функционировали фонари. Судя по всему, люди пытались связаться с другими частями лодки: телефон для связи между отсеками был подключен к сети.

Теоретически моряки могли бы спастись через аварийно-спасательный люк. Однако спасательного снаряжения не хватало на всех, а главное — пока никаких оснований использовать его и не было. Самостоятельная эвакуация через аварийно-спасательный люк вообще в большей степени жест отчаяния, чем реальная возможность покинуть лодку.

У группы Колесникова оставалась возможность продержаться ещё довольно долгое время за счёт системы регенерации воздуха. Тем не менее ситуация в любом случае неизбежно ухудшалась. В девятый отсек медленно, но всё же поступала вода.

Капитан-лейтенант Садиленко также набросал короткий текст о состоянии дел на лодке, и из него становится ясно, каким кошмаром были последние часы:

"В 9-м отсеке 23 человека. Самочувствие плохое, ослаблены действием угарного газа. Кончаются регенерационные патроны. При выходе на поверхность не выдержим компрессии. Протянем ещё не более суток".

Вскоре произошло событие, ещё сильнее сократившее время жизни остатков экипажа. Аварийную регенерацию воздуха на лодке обеспечивали устройства на основе перекиси калия и натрия, выделяющие кислород. Проблема в том, что при определённых условиях эта смесь может легко вспыхнуть. Во время перезарядки регенерационного устройства на пластины попало машинное масло. От взрывов и ударов лопнули трубопроводы, и отсек был замаслен весь, а манипуляции морякам приходилось совершать в темноте, в лучшем случае — при свете аварийных фонарей. Как бы то ни было, случилось то, что случилось.

Мгновенно последовала химическая реакция, вызвавшая короткий, но очень интенсивный пожар. Он быстро погас, и моряков убили не ожоги. Огонь быстро выжег кислород, остававшийся в девятом отсеке, и наполнил помещения угарным газом, который и убил всех, кто до сих пор оставался в живых.

Фактически это означало, что к началу спасательной операции спасать уже было некого.

Бессильные спасители

Фактически, к моменту, когда "Рудницкий" появился на месте действия, речь шла уже об извлечении тел. Однако в первый же день работ командование Северного флота дало ложную надежду всей стране. Было объявлено, что с экипажем установлен контакт, изнутри подают сигналы стуком. Убийственная реальность состояла в том, что стучали якорь-цепь о якорный клюз и автоматическая аварийная станция подлодки. Однако прежде, чем на месте разобрались с природой звуков, командование флотом уже успело доложить о якобы имеющемся контакте высшему руководству страны и публике.

В СМИ передавались безумные сообщения, уверявшие, что на подлодку подаются электроэнергия и кислород, а с личным составом налажена связь. Безответственное поведение как командования, так и СМИ только подливало масла в огонь. По мере того, как угасали надежды на спасение хотя бы части команды, наружу выплёскивались эмоции. Не только родственники моряков, но вся страна была возмущена.

Баренцево море. Зона подъема атомной подводной лодки "Курск". Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" (слева) и подъемная крупногабаритная баржа "Гигант-4". Фото: © РИА Новости/Олег Ласточкин

Баренцево море. Зона подъема атомной подводной лодки "Курск". Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" (слева) и подъемная крупногабаритная баржа "Гигант-4". Фото: © РИА Новости/Олег Ласточкин

19 августа на место трагедии прибыли норвежские спасатели. Водолазы, обследовав лодку, по косвенным данным решили, что, судя по всему, девятый отсек затоплен. Вскоре они вскрывают люк и обнаруживают воздушный пузырь — но ни одного живого человека. 21 числа после полудня командующий Северным флотом доложил о гибели экипажа.

Началось следствие, но оно не могло дать никаких ответов прежде, чем удастся поднять лодку на поверхность. Подъём "Курска" стал отдельным сложным международным проектом. В течение 2001 года лодку удалось оттранспортировать в док. 115 тел погибших были обнаружены и захоронены. Однако после траурных мероприятий осталось много вопросов.

Разбор полётов

Следствие рассмотрело широкий круг версий. Изучались варианты гибели лодки в результате столкновения с другим кораблём, поражение торпедой или ракетой извне, теракт, гибель на мине 40-х годов и, наконец, нештатная ситуация с вооружением.

Версия о подрыве на мине времён Второй мировой критики не выдерживает. Мина не может свободно плавать в толще воды десятилетиями, а повреждения от неё достаточно характерны, чтобы не перепутать их с чем-либо ещё.

Куда шире разошлась и намного популярнее оказалась версия о гибели АПЛ от столкновения с американской подводной лодкой, а то и торпедирования "вероятным противником". Эту версию под большим секретом излагали некоторые старшие офицеры Северного флота, благо предательская атака списывает всё и позволяет не отвечать на вопросы о собственном профессиональном уровне.

Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев

Однако в ходе следствия эта версия также отпала. Натовские подводные лодки, разумеется, находились в Баренцевом море. Между тем обе американские подлодки, теоретически способные участвовать в столкновении, намного меньше "Курска" и столкновение — тем более такое, что вызывает взрыв торпеды в аппарате — просто уничтожило бы их.

Гораздо любопытнее версия о торпедировании "Курска". Однако здесь сторонников конспирологической версии тоже поджидает неудача. В пользу этой версии трактовали фотографию "Курска", на которой видно круглое отверстие в борту. Однако на пробоину от торпеды оно похоже только на первый взгляд. Торпеды не оставляют круглых отверстий с ровными краями.

Чтобы обосновать версию о торпедировании "Курска" американцами, приходится допустить слишком много случайностей: чужая субмарина должна войти в зону учений, не быть никем обнаруженной, зачем-то выпустить торпеду и поразить "Курск", не оставив следов, в участок, куда торпеда, по идее, попасть не должна.

Фото: © Flickr/Olatz eta Leire

Фото: ©Flickr/Olatz eta Leire

Внутри подлодки не было обнаружено никаких фрагментов чужой торпеды. Следы внешнего взрыва и взрывчатых веществ также не обнаружены. Зато обнаружились следы деформации от внутреннего взрыва торпедного аппарата № 4.

Предположение о случайном таране "Курска" надводным кораблем имеет очевидное слабое место: такой удар должны были ощутить все, находившиеся на борту уцелевшего корабля.

Что же произошло в реальности? Судя по известным сведениям, произошёл взрыв "практической" (учебной) торпеды. В торпеде 65-76, использовавшейся в тот день на "Курске", применяются пероксид водорода и керосин. При контакте с керосином пероксид водорода разлагается на воду и кислород с чудовищным выделением тепла (до 3 тысяч градусов), то есть, попросту говоря, взрывается. Следы именно этого взрыва были обнаружены на уцелевших и поднятых со дна обломках торпеды. Вопрос в том, произошёл взрыв в результате дефекта торпеды или в результате действий экипажа. Следствие остановилось на первом варианте.

В его пользу говорит ряд обстоятельств. Проверки, проведённые на Северном флоте уже после катастрофы, выявили просто-таки вопиющие нарушения. Уплотнительные кольца использовались вторично, на торпедах обнаружились следы ржавчины, коррозии, многие узлы и механизмы торпед использовались далеко за пределами срока годности. Вне зависимости от того, была неисправна торпеда или экипаж не имел навыков обращения с ней, отправка "Курска" в море — это безумие. Тем не менее по результатам расследования трагедии "Курска" никто не был привлечён к ответственности.

Автор:
ЕН
Евгений Норин

Источник →

Опубликовано 12.08.2017 в 21:36

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Sebastian Pereira. Negociante.
Sebastian Pereira. Negociante. 15 августа, в 03:38 Шо не так кастрюля, игде недоработка ? Текст скрыт развернуть
0
Sebastian Pereira. Negociante.
Sebastian Pereira. Negociante. 15 августа, в 03:39 :D :D :D Текст скрыт развернуть
0
Дмитрий Танцюра
Дмитрий Танцюра 13 августа, в 15:38 о а я думал шахты защищены от повреждения .
такие объекты должны быть заточены под финкцию ,а не под вид .
Текст скрыт развернуть
0
Иван Лучин
Иван Лучин 13 августа, в 15:42 Должен был быть ответный ядерный удар по штатам. ВВП не стал развивать гибельную для всего мира ситуацию. Курск сто процентов был торпедирован. Очень сложная ситуация для президента. Это сугубо мое мнение. Текст скрыт развернуть
1
Alisa
Alisa 13 августа, в 17:00 Хорошо помню, как одна холеная скотина в погонах бодро рапортовала, что, мол, связь налажена, перестукиваемся, экипаж жив. Наверняка, на повышение пошел. Текст скрыт развернуть
1
владимир
владимир Alisa 13 августа, в 19:29 Куроедов ? Он давно уже не при делах . Текст скрыт развернуть
0
Эдуард Зайцев
Эдуард Зайцев 13 августа, в 17:56 Французы в то время выложили в сеть свой вариант гибели АПЛ "Курск". Там фигурировала версия торпедирования апл "Курск" подводной лодкой "Мемфис". Которая фактически сожгла все имеемое в первом отсеке, а причиной второго взрыва Вроде бы была наша торпеда "Шквал" в торпедном аппапаре. Упоминалось в печати о пояснение Калесникова в письме Командующему Северного флота, где Колесников вроде бы писал: "Нас утопили". Как вы смотрите на эту версию.? Текст скрыт развернуть
1
владимир
владимир Эдуард Зайцев 13 августа, в 19:30 думается , что это не правда . Текст скрыт развернуть
1
АЛИГАРХ АЛИГАРХ
АЛИГАРХ АЛИГАРХ Эдуард Зайцев 13 августа, в 22:14 Вы что лягушатников не знаете ---подлить масла в огонь ---о какой торпедной атаке может идти речь когда в районе куча кораблей --- кто бы мог даже предположить о таком разгильдяйстве на флоте ---при таком раскладе и врагов не надо --- нормальному человеку это понять невозможно --на Петре Великом слышали взрыв и не предали значения --о чем больше говорить ---как огонь от взрыва в первом отсеке --выжег людей в центральном --- и каким образом могла попасть вода в кормовой отсек в подводной лодке на глубине всего 100 метров — и аварийный буй заклинило ---вот такие проблемы только для клоунов из цирка могут остаться загадкой --для меня это не загадка --впрочем как и для всех кто имеет отношение к ПЛ---эти дефекты конструкции так и остались на лодках этого проекта — Сталина и Берии нет --и пока нынешняя власть будет сопли жевать --так и будет продолжаться ---на старых ПЛ проекта и выпуска Сталинских времен таких проблем в принципе даже не могло возникнуть --- В пример случай с о старенькой Ской 613 проекта затонувшей под Владивостоком --а там авария случилась с открытыми переборками во время ужина — и все равно успели и задраится и выжить и спастись после столкновения --Рыба портится с головы --безнаказанность порождает преступления --- Текст скрыт развернуть
1
Вася Крымский
Вася Крымский 13 августа, в 18:03 * Текст скрыт развернуть
5
АЛИГАРХ АЛИГАРХ
АЛИГАРХ АЛИГАРХ Вася Крымский 13 августа, в 22:18 Вечная память ВАМ ГЕРОИ --- спите спокойно --- пусть твари на чьей совести Ваши жизни найдут кару достойную --- а свою вину они все до одного знают ---------------- Текст скрыт развернуть
3
Петр Кадубинский
Петр Кадубинский 13 августа, в 20:13 бардак творился в стране и во флоте! Текст скрыт развернуть
2
АЛИГАРХ АЛИГАРХ
АЛИГАРХ АЛИГАРХ Петр Кадубинский 13 августа, в 22:31 Да и сейчас не лучше дела обстоят ----во все времена происходит одно и то же --Российская Империя пала из за того что Генералов и Адмиралов стало больше солдат и матросов ---этот момент хорошо прочувствовал Сталин в 37---38 годах-- этот факт даже Гитлер осознал и признал в конце войны — вот и сейчас в России настал точно такой критический момент --а промедление смерти подобно ---если Власть этого не сделает --к великому моему сожалению --Россия повторит судьбу Империи ---большая половины Адмиралов и Генералов --баблоделы ---как в прочем и в правительстве --а вот делать ДЕЛО просто некому --- Текст скрыт развернуть
1
АЛИГАРХ АЛИГАРХ
АЛИГАРХ АЛИГАРХ Петр Кадубинский 13 августа, в 22:37 Вы видели лицо Путина на параде в Питере --если найдете видио парада посмотрите --там все написано на лице --там все без слов видно -- Текст скрыт развернуть
1
Alisa
Alisa 13 августа, в 20:25 владимир
владимир → Alisa 13 августа, в 19:29 Куроедов ? Он давно уже не при делах .
То-то и оно, что давно не при делах и он, и другие. И дела не при них.
Не получилось Вам лично ответить, видимо, меня заблокировали.
Текст скрыт развернуть
0
владимир
владимир Alisa 14 августа, в 18:05 возможно , не вас , а меня - тут многие "умники" подзуживают выложить и разложить им всё по полочкам . Своих мозгов нет - значит можно оскорблять и хихикать . Возможно просто пытаются понять , что мне известно . Надо закрыть эту тему полностью . Пусть официалы разъясняют , когда сочтут нужным . Так будет лучше всего . Текст скрыт развернуть
1
bianka012 Белая
bianka012 Белая 13 августа, в 22:47 Я помню, как мы с напряжением и тревогой ждали, что хоть этих моряков из 9 отсека спасут...а у нас не было даже водолазов....и вообще, страна была в такой разрухе и бардаке... Вот и на днях мы стали свидетелями того бардака: ракета, которую просто на свалку увезли вместо того, чтобы утилизировать по правилам, рванула через 20 лет.... Текст скрыт развернуть
0
Игорь Богуславский
Игорь Богуславский 14 августа, в 00:51 Евгений Норин, Бог все видит... Воздастся по заслугам тебе, за твои писульки, я уверен. "Субмарина в мутной воде" , этот фильм раскроет глаза на многое. Волосы дыбом встают. И что подкупает - только факты, ни какой лирики. Искренне жаль ребят, которых загубили. Царство им небесное.
А команда троллей, смотрю, здесь хорошо работает. Да и понятно - контора платит))
Текст скрыт развернуть
0
tolstiy_71 зидан
tolstiy_71 зидан 14 августа, в 22:50 мое мнение простое. то что флот был чмошный как и все командование не секрет ни для кого..как и вся армия как и вся россия того времени..но все же рф оставалась достаточно крепкой военной державой при своем ядерном потенциале ..подводного флота и авиации.. бомбанули п.л точно янки..как обьяснить приезд инкогнито директора цру к вове на три дня...до этого лет наверное 100 не встречались...а тут раз...и опа..вот отсюда и надо скакать..договорились..не поверю в жизни что на тот момент вове сложно было и рф бессильна была до такой степени тем более щас можно все это выдать т.к с сша отношения окончательно подмоченны... но увы мы... именно мы почему то молчим..для ответа по янки было много возможностей и сил..и это понимал и знал весь мир..кто то с этого ооочень поимел а кто то навеки обезопасился и отбелился...цена 118 жизней а не 115..в пользу этого говорят страшные факты..все кто повинен напрямую в гибели апл..все исчезли куда то и не наказаны никак.. мало того они все ушли на повышение за убийство курска и у них обеспеченная старость и почет..должности в фондах и фирмах банках итд..итп..круг знающих тайну и договоренных замкнулся навеки..кто то выиграл время..кто тянул его..выжидал..и выждал...свидетелей знающих правду в живых больше нет Текст скрыт развернуть
1
забара андрей анатольевич
забара андрей анатольевич 14 августа, в 22:52 да будут прокляты либерасты всех мастей - сколько горя от них и сколько еще будет Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 88
Комментарии Facebook
Милые бранятся - только тешутся

Милые бранятся - только тешутся

20 окт, 22:31
0 1
Зверь, выпущенный из клетки:…

Зверь, выпущенный из клетки: Запад опасается новых терактов ИГИЛ

20 окт, 22:01
+1 0
В РОССИИ ПРЕДОТВРАТИЛИ НОВЫЙ БЕСЛАН

В РОССИИ ПРЕДОТВРАТИЛИ НОВЫЙ БЕСЛАН

20 окт, 21:01
0 1
Как хохлы Крым хоронили

Как хохлы Крым хоронили

20 окт, 20:01
+1 0
Ну-ну...

Ну-ну...

20 окт, 19:01
+3 0
САЙТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПО-СВОЕМУ …

САЙТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПО-СВОЕМУ ПОНЯЛ ПРЕДВЫБОРНОЕ ОБЕЩАНИЕ СОБЧАК

20 окт, 18:01
+5 13
Запомнить сайт

Последние комментарии

Варфоломей Ночной
Юрий
Что ?Зачесалось? Захотелось .чтобы тебя кто-то начал любить??
Юрий Никогда не был братским,прихлебатели.
Greycockroach 1
Похоже, опять партию фанерных танков в ВСУ поставили.
Greycockroach 1 Милые бранятся - только тешутся
Юрий
А причём тут Майдан ?С чего это писака приплёл это сюда и??
Юрий Мостоколонка разбушевалась
В.А. qq

СМИ2 в Facebook