На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости, события, факты

147 303 подписчика

Свежие комментарии

  • Boris Voronin
    Ингерман Ланская - подло-сволочная бабёнка с черножопым аваторчиком снова вылезла из помойной ямы...!!!Шагин рассказал о...
  • Natalija Osminina
    Вот вы тут начали: «нам такие понауехавшие не нужны. Они Россию бросили». Да как же не бросить то было..  многие люди...Путин возвращает ...
  • Natalija Osminina
    Совестью, конечно, мериться тяжеловато, а вот умом ты точно не блещешь. Вот тебя и корежит. Не заценили тебя, мужичонка.Путин возвращает ...

Деградирует ли она или ещё огого?

Деградация российского образования

В предлагаемой ниже статье разбирается т.н. миф о системе образования в современной России, на предмет того, деградирует ли она или ещё огого. В том числе в сравнении с образованием в СССР, и предпринимается попытка его развенчать. Однако миф формируется не по законам логики и ей не подвластен — поэтому попытка заранее обречена на провал. Спасибо образованию СССР за полное забвение такого предмета, как логика.

Но всё-таки давайте послушаем:

Сфера образования в современной России характеризуется целым рядом проблем и часто критикуется различными публицистами, а также самими работниками системы образования и прочими гражданами. Системный кризис 1990-х гг., уходящий корнями в поздний СССР, серьёзно затронул в том числе и сферу образования (низкие зарплаты учителей, снижение мотивированности учащихся, «утечка мозгов» за границу и так далее).

С общим улучшением ситуации в стране на протяжении 2000-х и 2010-х гг. заметно улучшилась и ситуация в сфере образования. Однако многие наблюдатели и публицисты упорно игнорируют любые положительные тенденции и продолжают рисовать всё преимущественно чёрными красками. В результате, далеко не всегда критика современного российского образования является оправданной и обоснованной. Очень часто вместо конструктивной критики приходится сталкиваться с различными мифами, проистекающими из крайне ограниченного понимания современной ситуации как в образовании, так и в обществе в целом. В частности, многие не знают, что проблемы в сфере образования, подобные российским, имеются в большинстве развитых стран, а проблема мирового кризиса в области образования была впервые сформулирована ещё в в конце 1960-х гг.

Значительная часть критики связана с ностальгией по СССР и советскому образованию, которое, согласно распространённому мнению, считалось лучшим в мире. В реальности, однако, у советской системы образования были не только серьёзные плюсы, но и значительные минусы, которые совершенно незачем воспроизводить. Кроме того, действовала эта система в весьма специфических социально-экономических условиях, которые при всём желании невозможно воспроизвести. И дело здесь не только в смене социализма на капитализм, но и в совершенно другой демографической ситуации, в росте уровня технологий и уровня знаний, в изменившихся запросах со стороны общества.

Миф: образование в России деградирует

Данные международных исследований качества школьного образования — TIMSS (математика и естественные науки) и PIRLS (чтение и понимание текста) — показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ.

Российские школьники занимают 7-е и 6-е места по математике (в 4-х и 8-х классах) и 4-е и 7-е места по естественным наукам (в 4-х и 8-х классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4-х и 8-х классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11-х классах). Российские школьники 11-х классов заняли первое место по математике в случае школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11-х классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17-е места, в 2007 и 2011 — 5-10-е места (в 4-м и 8-м классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании).

Российские школьники, согласно данным 2011 года, занимают 2-е место в мире по чтению и пониманию текстов — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг., Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования: если в 2001 г. страна была лишь на 16-м месте в списке стран, то уже в 2006 г. вышла на первое место.

Таким образом, на протяжении 2000-х и 2010-х гг. качество российского школьного образования растёт. Разумеется, критики могут проинтерпретировать представленные данные таким образом, что это не в России улучшается школьное образование, а в других странах оно ухудшается (некоторое зерно истины в этом есть — кризисные явления в образования действительно имеют место во множестве стран). Однако в любом случае данные TIMSS и PIRLS показывают, что если не абсолютное, то относительное качество российских школ растёт.

Собственно, ничего удивительного в этом нет. Всё-таки с 1990-х очень многое изменилось: зарплаты учителей и преподавателей повысились, крайне широко развилось репетиторство, мотивация учащихся несколько возросла (лёгких денег, как в 90-е, больше не заработаешь, и (ура!) подростки больше не мечтают стать рэкетирами или валютными проститутками), благосостояние семей повысилось и теперь родители могут выделять больше ресурсов на образование детей. Ну, а то, что учителей тупо завалили писаниной, так у врачей писанины ещё больше. Значит, выгода налицо.

Высшее образование

Российские вузы постепенно улучшают свои позиции в международных рейтингах, подсчёты которых ведут на Западе:

На протяжении 2010-х гг. позиции более половины российских вузов, участвующих в программе «5ТОП100», в самых престижных мировых рейтингах заметно выросли.

По итогам предметного рейтинга QS в 2017 году, увеличили своё представительство до 28 вузов, заняв в общей сложности 147 позиций в 38 предметах и отраслях. МГУ при этом добился лучших за всю историю показателей, попав в список 50 ведущих вузов мира сразу в семи предметах.

В Шанхайский предметный рейтинг университетов Global Ranking of Academic Subjects (ARWU) за 2017 год впервые вошли сразу 12 вузов из России.

Пятнадцать российских вузов вошли в мировой рейтинг университетов U.S. News Best Global Universities 2018, увеличив представительство России в нем более чем вдвое.

Разумеется, эти успехи российских вузов во многом объясняются тем, что они постепенно приноравливаются к международному формату, различным критериям и особенностям рейтингов: улучшают и детализируют отчётность, увеличивают количество публикаций на иностранных языках, увеличивают площади учебных аудиторий и студенческих общежитий — то есть достигают некоторых, зачастую довольно формальных показателей, очень косвенно отражающих реальное качество образования. Однако в большинстве своём это объективные, поддающиеся чёткому измерению показатели, и поэтому российский прогресс в этой сфере не может не радовать.

Реальная и серьёзная проблема состоит в том, что выдающиеся по мировым меркам результаты российских школ и школьников пока что не трансформируются в столь же впечатляющие достижения в высшем образовании и науке: позиции российских вузов в международных рейтингах хоть и улучшаются, но крайне далеки от первых мест, а ситуация с количеством и качеством публикаций российских учёных далека от тех позиций, которые в своё время занимала советская наука.

Возможно, дело в том, что более продвинутое поколение школьников благополучной путинской эпохи (начиная со второй половины 2000-х годов) пока ещё в большинстве своём не успело закончить школы и вузы.

Но более вероятно, что дело тут именно в специфических проблемах высшего образования в России (обилие «дипломостроительных» вузов крайне низкого уровня, недостаток реальных рабочих мест по многим специальностям, слабый упор вузовского и школьного образования на самостоятельные проекты и на командную работу, недостаточно высокая вовлечённость в мировое научное сообщество, недофинансирование науки и так далее).

Особо стоит отметить такой важнейший фактор, как колоссальный рост числа студентов в российских вузах: с 1,5 млн в 1960-е годы в РСФСР до 2,8 млн в 1990 г. и до пика в 7,5 млн в 2008/9 гг. С одной стороны, это привело к тому, что высшее образование в России стало гораздо доступнее, а с другой стороны, это неизбежно и очень существенно понизило средний уровень контингента вузов.

Тем не менее по некоторым направлениям российские студенты показывают выдающиеся результаты на мировой арене (см. Международная студенческая олимпиада по программированию, где российская команда является многолетним мировым лидером).

Картина дня

наверх