Истерия последних дней вокруг игрушки "Лабубу", выплеснувшаяся даже в относительно солидные издания в виде утверждений о том, что производитель игрушки, компания Pop Mart, по своей стоимости обошла "Газпром" и "Татнефть" вместе взятые, приняла какие-то нездоровые формы.
Вроде бы взрослые люди с серьёзным выражением лица озвучивают данный тезис и даже не пытаются критически осмыслить: действительно ли "Лабубу" это только лишь игрушка?
Действительно ли сеть игрушек с 500 магазинами может соревноваться по стоимости с крупнейшими национальными энергетическими компаниями, где одна лишь сеть заправок "Газпрома", "Газпромнефти" и "Опти" составляет тысячи точек?Да, может, как ни удивительно.
Но, только если эта компания — не то чем кажется, а способ развести миллионы людей на азартную игру. По сути — подпольное казино, остающееся незамеченным при полной публичности.
Дело в том, что продажа оригинальных Labubu идёт в запечатанных коробках, вслепую, и покупатель не знает, какую именно игрушку он покупает. Этот формат торговли называется Blind Box Toys.
Выгода для производителя заключается в том, что для сбора полной коллекции, игрушек надо купить на тысячи долларов, поскольку самые редкие игрушки попадаются с ничтожной долей вероятности. Именно увлечённые целью "собрать их всех" покупатели и приносят основную прибыль компаниям.
Людей со склонностью к игромании в популяции 2-3%, это практически стабильное число во всех странах, и все государства этих своих уязвимых граждан оберегают. В казино нельзя зайти просто так, их ограничивают специальными зонами, нельзя просто так поставить ставку на спортивное событие или поиграть в игровые автоматы с выигрышем.
Но зато можно пойти купить игрушку. Можно пойти за продуктами, и по дороге взять ещё одну игрушку в коллекцию. И никто из окружающих в этот момент даже не поймёт, что рядом с ними может происходить какая-то беда, и почтенная глава семейства спускает очередную существенную часть семейного бюджета, а не просто собирается порадовать детей и внуков.
При этом в самом Китае проблему с игрушками продаваемыми вслепую — осознали быстро и такие продажи зарегулировали ещё в 2022-м году:
- продажу игрушек вслепую детям до восьми лет запретили вообще, чтобы не формировать у них игровую зависимость
(у нас шоколадные яйца с игрушкой-сюрпризом продаются детям с младых ногтей, их даже размещают на самых нижних полках около касс)- продавцы должны раскрывать ценность игрушек находящихся внутри коробок и помогать покупателям оценивать свои расходы
- детям старше 8 лет такие игрушки могут продавать лишь с согласия их родителей/попечителей, чтобы родители не сливали родительские нычки хранящиеся дома на свои увеселения
В России данная проблема стоит менее остро: у нас "Лабуб" продают в виде копий, поэтому покупатель чаще всего знает, что именно он покупает, но вот на рынках Корее, США и самого Китая люди могут тратить тысячи долларов в попытке найти какой-то из редких сувениров.
Сам Китай такое казино теперь не устраивает. Корейцы и американцы же — добро пожаловать к нашему шалашу.
Но сравнивать доходы (и капитализацию) казино и нефтяных компаний, всё же, не стоит: любое казино заработает не больше чем ему дадут регуляторы.
Компании же производящие реальную продукцию могут выглядеть не так весело как замаскированные казиношники, но их работу будут поддерживать, какая бы у них капитализация ни была — они являются плотью и кровью экономики.
А то что оценка "Газпрома" когда-то где-то уступила подпольному казино, сумевшему просочиться на биржу под видом компании производящей игрушки — останется биржевым анекдотом, не больше.
Юрий Синодов, директор по развитию СМИ2
Свежие комментарии