На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СМИ2

320 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай
    Хватит бездельничать! ВОЙНА ИДЁТ!!!Двенадцать дней н...
  • Юрий Синодов
    Там ещё много интересного в том, что по плану в один, фактически, день, высказались и Трамп, и Путин, и Зеленский Пр...Путин: Россия дос...
  • Александр
    Мой знакомый, сварщик высокого класса, работал в пустыне, зарабатывал при СССР, 7 тысяч рублей в месяц. Для оформлени...Названа профессия...

Надо ли опасаться утечки данных из умных колонок?

(Короткий ответ: да, надо)

Достаточно необычный медиашум происходит с пятницы и по сей день на фоне достаточно стандартного заявления представителя Роскачества: не стоит, мол, обсуждать конфиденциальную информацию рядом с умными колонками — там находится постоянно слушающий окружающую среду микрофон.



Более того, эксперт даже ошибся с советом «надо, мол, выключать микрофон в умной колонке» в пользу производителей колонок — даже если микрофон отключить, то в качестве микрофона можно использовать динамик, который устроен точно так же как и микрофон, только иначе исполнен. Так что отключение микрофона — не даёт никаких гарантий что вас не слушают.

Это совершенно правильное и бытовое техническое замечание: ни в одной переговорке и даже просто офисе, хоть сколько-то уважающей себя компании, не будет никаких умных колонок. В IT-отрасли все понимают ограничения и область применения умных колонок.

Почему-то на это высказывание крайне бурно отреагировал депутат Госдумы Сергей Боярский, грубо оценивший эксперта как «эксперта» в кавычках и решивший поучить всех, как им жить и что можно говорить:


Распространение безосновательных цифровых фобий среди населения — недопустимо. Связался с несколькими операторами умных колонок, они категорически опровергают эти тезисы.



Не совсем понятно, что именно и как опровергали производители в разговоре с Сергеем Боярским, но компания «Яндекс» уже несколько дней выкладывает у себя в блоге посты о том, что нет, умные колонки полностью безопасны, не слушают и не передают ничего лишнего:

- 13-го ноября выложили вырезку с разработчиком Виталием Данилкиным, который фактически подтвердил, что да, «Алиса» может активироваться и по другим ключевым словам, помимо «Яндекс» и «Алиса», громче, тише, и это не получается на 100% предотвратить.

- 17-го ноября выложили пост со ссылкой на старый пост, где говорится, что микрофон колонки всегда можно выключить.
(Правда, непонятно, зачем вообще делать эту функцию, если «Алиса» лишнего не слушает? Складывается впечатление, что исключительно для психотерапевтических функций)

Проблема в том, что то что излагают сотрудники «Яндекса» — очень интересно, но полностью отбрасывает всё, что делает нахождение «умных» устройств опасным и неприемлемым в быту и при необходимости действительно конфиденциального общения.

- автор этих строк тестировал вызов такси через колонку «Яндекса», ему предложили верную улицу, но неправильный город, в 400км от места нахождения пользователя. Списали бы за такой вызов — более 12 000 рублей.

- «Яндекс» спокойно нарушал явно высказанное пользователем желание избежать отслеживание, поднимая локальный сервер для счётчика и через него отслеживая посещение страниц даже в режиме «Инкогнито»

- У «Яндекса» были случаи несанкционированного доступа внутрь системы, сопряжённые с утечкой данных пользователей, поэтому полагаться на то, что устройство будет работать так, как придумали в «Яндексе», а не будет вести себя иным способом под контролем злоумышленника — нельзя

- Внутри компании возможны ситуации, когда сотрудник тысячами продаёт данные пользователей.

- Отключенный микрофон оставляет активным динамик устройства, который тоже может быть использован как микрофон

- В «Яндекс.Станциях» бывают ошибки в разработке, серьёзно влияющие на устойчивость инфраструктурных проектов интернета, а не только сервисов «Яндекса»

Всё вышеперечисленное, плюс сама логика действий компании, сотрудники которой считают, что угроза потенциальных денежных штрафов никак не ограничивает их в том, что они могут делать с данными пользователей, ведь штраф это всего лишь потеря некоторого количества денег — не создаёт атмосферу безусловного доверия к продуктам «Яндекса»

Так что не доверяйте умным колонкам на здоровье!

Юрий Синодов, директор по развитию СМИ2

наверх