Как Минтруд собирается выявлять граждан нуждающихся в господдержке — пытается разобраться Алексей Войлуков МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС, автор ТГ-канала «Цифровые финансы»:
Цель Минтруда по учету оборотов по счетам для назначения единого пособия совершенно очевидна и понятна. Вообще, любые нововведения, направленные на улучшение, упрощение и ускорение процедуры получения гражданами пособий, а также повышение обоснованности этих выплат, можно приветствовать.
Хорошо, если его цель — не только оптимизация бюджетных затрат, но и выявление резервов для возможного перенаправления и увеличения помощи тем, кто в ней действительно нуждается. В идеале общий объем выплат должен оставаться на прежнем уровне, но распределяться более точно и масштабно.
Однако предлагаемая методика расчета вызывает ряд вопросов. Во-первых, это сомнения в правильности подходов к учету всех необходимых факторов для определения по-настоящему нуждающихся семей, чтобы не допустить выхода за эти границы. Во-вторых, остается неясным, насколько данный механизм может быть эффективен против недобросовестных получателей, ради борьбы с которыми он, по сути, и задумывается.
В рамках методики признается общий доход семьи, под которой подразумевается официальная, узаконенная семья, включая детей старше 18 лет. Для противодействия злоупотреблениям и обману рассматриваются все счета и депозиты всех членов семьи в кредитных организациях, а также все движения по этим счетам за год. Логично, что из анализа исключаются внутренние переводы между счетами близких родственников, а также некоторые целевые поступления, такие как возвраты налогов или суммы от продажи недвижимости.
Несмотря на кажущуюся продуманность, эта система уязвима. Для мошенников не составит труда обойти контроль, например, открыв счета на несовершеннолетних детей или на близких родственников, которые не подпадают под категорию «членов семьи» по данному акту. Напомню, что к близким родственникам законодательство относит бабушек, дедушек, родителей и даже братьев и сестер.
Дополнительный доход формально может показываться у совершеннолетних родителей, которые в расчет не берутся. Таким образом, те, кто и сегодня получает субсидии не вполне законно, вероятно, продолжат это делать, так как предложенный контроль легко обойти.
Возникают неоправданные сложности для добросовестных получателей. В проекте Минтруда указано, что общий доход семьи будет сравниваться с объемом платежей, проходящих по счетам. Например, не учитывается доход от продажи недвижимости, что правильно, но не берётся в расчёт продажа движимого имущества, такого как автомобиль.
Семья может быть вынуждена продать машину из-за нехватки денег на ее содержание, особенно если она не используется как инструмент для работы. Такая вынужденная реализация, дающая значительный разовый доход для малообеспеченной семьи, автоматически приведет к потере пособия, что явно противоречит логике поддержки. Или, скажем, граждане могут продать авто для того, чтобы купить другое, но не сразу, а подкопив определенную сумму.
Аналогичная проблема возникает со страховыми выплатами, например, по ДТП, направленными на восстановление поврежденного имущества. Они будут засчитаны как доход, хотя по сути таковым не являются. То же самое касается доходов от разовых продаж личных вещей через площадки вроде «Авито» — вынужденная мера для получения дополнительных средств к существованию будет трактоваться как доход, превышающий установленную планку.
Отдельный вопрос — правовой пробел в отношении цифрового рубля. Сведения собираются только о счетах в кредитных организациях, но не в Банке России, где уже легально функционирует цифровой рубль. С осени следующего года их открытие станет массовым, а с 1 января 2026-го федеральному бюджету будет разрешено осуществлять все выплаты, включая социальные, на счета в цифровых рублях. Их исключение из методики создает значительную брешь как для контроля, так и для справедливого учета.

Свежие комментарии